Вечные ценности и их отсутствие: Каннский фестиваль близится к концу

Вечные ценности и их отсутствие: Каннский фестиваль близится к концу

прочитано 2061 раз


Основная часть программы уже показана, и настал тот момент, когда можно увидеть замысловатый рисунок в кусочках мозаики

Новая лента братьев Дарден «Молодой Ахмед», показанная всамый разгар фестиваля, рассказывает о юноше, исповедующем ислам.Максимализм, свойственный подросткам, заставляет Ахмеда постоянно изучать Коран, отчитывать маму за вино и отсутствие хиджаба, не пользоваться зубнойщеткой. После ссоры с учительницей арабского и неосторожного комментария имама мальчик решает наказать «неверную» и нападает на нее с ножом. Ахмед неоставляет попытки довести свое дело до конца даже после ареста – он готовится кнападению в стенах исправительного учреждения, ждет очной ставки, чтобы нанестиудар.

Жан-Пьер иЛюк Дарден совершили попытку показать, как рождаются фанатики. Однако ихпозиция внешнего наблюдателя никак не позволяет раскрыть внутреннее содержание этого явления. Тут вспоминается фильм Фатиха Акина «На пределе», в которомудалось терроризм не только осудить, но и объяснить. Героиня фильма,показанного в Каннах в 2017 г., проходит путь от матери семейства дотеррористки-смертницы, и каждый шаг в этом пути мотивирован и понятен зрителю.Диана Крюггер заслуженно получила приз за лучшую женскую роль в этой картине.

В «МолодомАхмеде» есть описание внешних признаков фанатизма, но нет анализа причин еговозникновения, нет внутренней логики героя. Зрителя не отпускает постояннаянегативная авторская оценка внешнего непонимающего наблюдателя. И потому неудивительно, что весь радикализм Ахмеда теряется после удара головой об землю.Как будто этого достаточно, чтобы убеждения и ценности улетучились.

Другойпример следования ценностям и убеждениям демонстрирует Терренс Малик в своемфильме «Тайная жизнь». Картина, основанная на реальных событиях, показываетжизнь и быт австрийского крестьянина Франца Егерштеттера и его семьи. Героякартины казнили нацисты за отказ присягнуть Гитлеру и служить вермахте. Молодойавстриец не стал шагать в ногу с толпой и остался верен своим религиознымубеждениям. Совсем как Ахмед братьевДарденов. Но тут как раз взгляд изнутри, а не снаружи.

Маликостается верен своему авторскому стилю и показывает невероятную природу икрестьянскую жизнь настолько красиво, что она завораживает. Особый вклад вкартину делает симфоническая музыка, впечатляет операторская работа. Но самоеглавное – Малику удается сопереживать своему герою, показывать реальность егоглазами. В природе австрийских холмов как будто ощущается присутствие Бога,контакт с которым и придает герою уверенность в собственной правоте. ФильмТерренса Малика считают фаворитом Каннского конкурса.

Чтолюбопытно – та же верность религиозным убеждениям в картине Дарденов видитсякак преступление, а в «Тайной жизни» подается как подвиг. Авторская оценкарешает все. А также верность ценностям нового времени, которые гласят:ненасилие – есть главная добродетель современного человека.

В конкурсе «Особый взгляд» состоялась еще одна премьера российской картины. Новая работаЛарисы Садиловой «Однажды в Трубчевске» была включена в программу в последниймомент. Злые языки утверждают, что решение было принято из-за негласной»женской квоты» – с некоторых пор отборщики следят, чтобы в конкурсе былодостаточно женщин-режиссеров. Фильм раскрывает тему супружеской неверности: герои картины месяцами встречаются втайне от своих семей, живя при этом всоседних домах провинциального городка.

В отличиеот Дарденов и Малика, тема ценностей и убеждений в фильме Садиловой отсутствуетв принципе. Герои мотивированны исключительно своими импульсами и шкурнымиинтересами. Авторской оценки происходящего с морально-этических позиций тоженет, что можно отнести к достоинствам картины – оценка с таким подходом кповествованию все больше и больше напоминает произведение в жанре «жизньнасекомых». Смотреть на человека как на зверька, который решает поведенческуюзадачку, проходит лабиринт, например, может быть довольно интересно.

Другойпример сближения образов человека и животного можно увидеть в конкурснойкартине «Паразит» корейского режиссера Пон Джун-хо. В центре сюжета нищаякорейская семья – отец, мать, сын и дочь, которые обманом и интригамивтираются в доверие к местным богачам и паразитируют на их состоянии. Фильмдемонстрирует колоссальное экономическое неравенство в современной Корее, доболи понятное российскому зрителю. Помимо классовой вражды, героями движетсемейственность – стремление продвинуть своих выше по пищевой пирамиде.

Жизньнасекомых по-корейски, в отличие от взгляда из российской глубинки, наполненаюмором и иронией, непредсказуемыми сюжетными поворотами и неожиданным кровавымфиналом в лучших традициях жесткого азиатского кино. Если верить автору,единственный способ не стать паразитом – это вырваться из нищеты, что длягероев оказывается прочти невозможным. Ответа на вопрос «Как перестать бытьживотным?» в российской картине нет. И даже вопрос такой не ставится.

Уже совсемскоро мы узнаем решение жюри. Фестиваль закрывается завтра, так что интригапока сохраняется. Ждем итогов. 

По материалам: utro.ru

Похожие статьи

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)